Реклама
А.П. Ольшевский «Концептуальные обоснования достижения освобождения в индийских садхана-шастрах» А.П. Ольшевский «Традиция тантрического шактизма»

Мангалагири (из цикла «Легенды индийских храмов»)

Мангалагири (из цикла «Легенды индийских храмов»)

Мангалагири расположен на дороге Безавада – Гунтур, примерно в 8 милях по шоссе от Виджаявады. На вершине холма Мангалагири находится храм Панакала-Нрисимхасвами, который с давних времен привлекает паломников со всех концов страны.

 

Здесь Господу поклоняются как Нараяне в образе Нарасимхи Свами. Уникальной особенностью этого храма является то, что в качестве подношения Господу здесь используют воду с неочищенным пальмовым сахаром, известную в этих местах как «панака». Эту воду вливают непосредственно в уста Господу, и когда Господь Нараяна полностью насыщается подношением, половина воды вытекает обратно в качестве прасада верующим. |||||

 

Когда воду с неочищенным пальмовым сахаром вливают Господу в уста, можно ясно слышать булькающий звук, как будто Господь в самом деле пьет, и по мере того как Господь пьет, звук становится все резче и резче, пока наконец не прекращается. Тогда ровно половина воды с неочищенным пальмовым сахаром выливается назад. Это происходит не раз в день, но всякий раз у каждого паломника, который посещает храм. Кроме того, несмотря на то, что выливается столько воды с неочищенным пальмовым сахаром, на холме и вокруг нет ни одного муравья! Именно благодаря этой уникальной особенности храм получил название «храм Панакала-Нрисимхасвами».

 

История этого знаменитого святилища описана в «Брахма-вайварта-пуране», одной из древнейших пуран. Название холма – Мангалагири – означает «благая гора», и он является частью Восточных Гхат. Это место входит в число восьми великих кшетр Индии, которые Господь указывает как Свои Личные обители, дарующие людям освобождение от грехов. Считается, что храм на этом месте со своим главным божеством, известным как Панакала-Нрисимхасвами, появился еще в Крита-югу. Храм расположен на склоне холма на полпути к вершине.

 

Сам холм по форме издали напоминает присевшего слона. Стхала-пурана и храмовые легенды говорят следующее.

 

В древности жил царь по имени Париятра. У него был сын по имени Хрушвашринги, который появился на свет с рядом телесных уродств. Чтобы излечиться от своих телесных уродств, Хрушвашринги отправился в длительное паломничество и в конце концов достиг холма Мангалагири, где оставался три года, предаваясь тапасье. Все боги советовали ему не покидать Мангалагири и продолжать аскезу во имя Господа. Царь Париятра был не в восторге от суровой тапасьи своего сына и пришел на холм, чтобы отговорить Хрушвашринги от продолжения аскезы и вернуть его к себе. Не имея возможности противостоять давлению отца, Хрушвашринги превратился в слона и стал холмом Мангалагири, так что его тело стало подходящей обителью для Господа Нарасимхи в Его образе Лакшми-Нарасимхасвами. Поскольку своей великой преданностью бхакта, преподнесший Господу в качестве обители собственное тело, обессмертил себя, Мангалагири считается очень священной горой.

 

Позже Господь Вишну в образе Лакшми-Нарасимхи убил Своей чакрой великого демона по имени Намучи и поселился на холме. Народное предание гласит, что в Крита-югу в качестве подношения Господу здесь использовали мед, в Трета-югугхи, в Двапара-югу – молоко и в Кали-югу (текущую эпоху) используют панаку, или воду с неочищенным пальмовым сахаром. Эту воду вливают в уста Господа из шанкхи (раковины). Другой уникальной особенностью этого храма является то, что в нем нет других изображений, кроме Господа Нарасимхи Свами, Чей лик выступает прямо из скалы.

 

С Мангалагири связана еще одна легенда. В Трета-югу Господь Рама, несмотря на строгую приверженность дхарме, не мог достичь освобождения, и потому получил совет посетить этот храм, чтобы достичь мукти. Вот почему этот холм также называется Тотадри. В Крита-югу, когда океан Кширодадхи пахтали горой Мандарой, из него вышла Шри Махалакшми. Боги создали священный водоем из вод всех древних и святых рек, и, омывшись в нем, Шри Махалакшми предложила Себя Господу Нараяне в качестве Его возлюбленной супруги. Утверждается, что священный пруд, существующий в Мангалагири, и есть тот самый водоем, и поэтому он называется Лакшми-пушкарани (Озеро Лакшми).

 

У подножия холма имеется еще один храм, который, как утверждается, появился еще во времена Юдхиштхиры, старшего из братьев-Пандавов. В самой Виджаяваде, которая находится в восьми милях от Мангалагири, есть холм под названием Индракила-парвата, на котором, по преданию, Арджуна предавался тапасье, чтобы получить от Господа Шивы оружие Пашупата. Говорится, что именно на этом холме разыгралась история из Махабхараты, когда Господь Шива в образе охотника сразился с Арджуной (Киратарджуния). Поэтому, если верить преданию, Виджаявада и Мангалагири связаны с пятью братьями-Пандавами. Божество в храме, который, как утверждается, основал Юдхиштхира, также носит имя Шри Лакшми-Нарасимхасвами.

 

Кшетрапалакой (божеством-хранителем) этого места является Шри Анджанея (Хануман). Утверждается, что Анджанея хотел последовать за Господом Рамой на Вайкунтху, но Господь посоветовал ему с Его благословения оставаться на Мангалагири, чтобы всегда пребывать в мире ради лока-кальяны (блага мира). Поэтому, утверждает предание, Шри Анджанея сделал это место своей обителью.

 

Говорится, что этот храм посетил Господь Чайтанья, и в храме и сейчас можно увидеть отпечатки его стоп и стих, посвященный ему. У подножия холма также есть надпись времен Кришнадевараи, который тоже посещал этот храм. 170 лет назад Шри Васиредди Венкатадри Найду, знаменитая фигура в истории Андхры, правивший из Амаравати, построил над восточными воротами нижнего храма прекрасную гопуру. Эта одиннадцатиэтажная гопура с воротами на восток и на запад служит замечательным образцом прочного строения больших размеров. У храма также есть древняя ратха (колесница), украшенная резьбой по дереву, изображающей сцены из великих национальных эпосов: Махабхараты, «Бхагаваты» и Рамаяны.

 

Важными храмовыми празднествами являются брахмотсава («престольный праздник»), которая продолжается несколько дней, и другие традиционные праздники, такие как день Вайкунтха-экадаши, Шри Рама-навами, Хануман-джаянти (день явления Ханумана), Нарасимха-джаянти (день явления Нарасимхи) и т. д. Со своим впечатляющим гопурамом на юге и священным изображением Господа Нарасимхи Свами на вершине, храм продолжает привлекать большое количество паломников. Мангалагири – одно из самых священных мест в Андхре, знаменитое и своей святостью, и своей богатой историей. 

 

 

 


А.П. Ольшевский «Концептуальные обоснования достижения освобождения в индийских садхана-шастрах» А.П. Ольшевский «Традиция тантрического шактизма»
Главная | О проекте | Видео Индосферы | Студия танца и музыки «Куджана» | Авторское фото | Религия Философия Культура | Библиотека | Заметки Блоги Ссылки | Индийский блокнот | Контакты | Обновления | Поиск по сайту