Реклама
Гимн Сарасвати из «Брахма-вайварта-пураны» (перевод с санскрита Шугриной Ю. С.) Чезерла (из цикла «Легенды индийских храмов»)

Моргаон (из цикла «Легенды индийских храмов»)

Моргаон (из цикла «Легенды индийских храмов»)

Наш следующий очерк из цикла "Легенды индийских храмов" посвящен Моргаону (штат Махараштра) — одному из восьми связанных с Ганешей святых мест в окрестностях города Пуны.

 

Из восьми центров поклонения Шри Ганеше, расположенных в штате Махараштра и известных под общим названием «Аштавинайяка», важнейшим считается Моргаон, расположенный примерно в восьмидесяти километрах от Пуны. Название «Моргаон» переводится как «селение (гаон) Моры» (слово «мора» переводится с языка маратхи как «павлин», от санскритского «маура», имеющего то же значение). Это название связывают со множеством павлинов, некогда населявших эти места, либо,по более распространенному объяснению, с именем Майюрешвары - шестирукого и белоликого воплощения Ганеши, принявшего рождение в Леньядри и пользовавшегося павлином в качестве средства передвижения. |||||

 

Целью этого воплощения Ганеши (произошедшего, согласно легендам, в Трета-югу) было уничтожения демона Синдху, сына царя Митхилы. Утверждается, что зачатие Синдху произошло вследствие произнесения женой царя мантры бога Солнца. Впоследствии, не в силах выносить ужасный жар, идущий от зародыша, мать передала его на сохранение Океану. Выросшее и переданное обратно царю, это существо, встав во главе великого войска асуров, начало притеснять богов и те обратились к Парвати с просьбой о рождении сына, способного победить страшного демона. Говорится, что рождению Ганеши предшествовало двенадцатилетнее подвижничество, проводившееся в Парвати в местности Леньядри.

 

Многие места в окрестностях Моргаона, как считается, хранят память о былом страшном боевом столкновении Ганеши с асурами, само же святилище Шри Ганеши, согласно преданиям, было воздвигнуто после его победы богом Брахмой, а находящаяся в этой местности Турийя-тиртха образовалась от воды, пролившейся из кувшина Брахмы, когда бог-творец мира пришел в Моргаон, чтобы поклониться Ганеше.

Конечно, это предание нельзя назвать исторически обоснованным, однако, во всяком случае, считается несомненным, что святилище Шри Ганеши в этой местности существовало, к примеру, во времена Морьи Госави - выдающегося святого из традиции Ганапатья, поклонявшегося в моргаонском храме Ганеши прежде своего отбытия в Чинчвад. Впрочем, время жизни самого Морьи Госави надежно не определено (в некоторых жизнеописаниях время его жизни относят к XIII-XIV столетиям, а иногда говорится о более поздних периодах, вплоть до XVII-го века). Второй прославленный святой традиции Ганапатья, имя которого тесно связано с Моргаоном, был Ганеш Йогиндра. Хотя время рождения и этого йога точно не известно (традиция утверждает, что он прожил около двух сотен лет), считается доказанным, что он оставил этот мир в 1805 году. Ганеш Йогиндра посвятил огромную часть своей жизни отысканию и комментированию текстов, очень значимых для его духовной традиции.

 

Храм Ганеши в Моргаоне находится посреди селения и напоминает собой крепость, окруженную четырьмя высокими каменными стенами. На четырех углах этих стен имеются возвышения, которые называют иногда «минаретами» - в них проявилось, как считается, мусульманское влияние на архитектуру Махараштры. В стенах расположены четверо ворот, ориентированных по сторонам света, и на каждом из ворот размещается по одному изображению Ганеши. Главные из ворот храма обращены к северу.

 

Внутри огороженного пространства находится храм, причем напротив храма возвышается изваяние мыши – обычной ваханы (средства передвижения) бога Ганеши. Эта мышь, наряду с каменным изваянием быка Нанди, считаются защитниками храмового комплекса. Главное изображение Шри Ганеши в форме, известной как Майюрешвар (или Морешвар) расположено в центральном зале (в так называемой гарбха-грихе – в святая святых) и обращено лицом на север. Оно представляет собой сидящего четырехрукого Ганешу с хоботом, развернутым в левую сторону. У Ганеши-Майюрешвары три глаза, над его головой священная кобра. В верхних руках божество удерживает аркан и багор, одна из нижних рук возлежит на колене, а в другой находится любимая сладость Ганеши – пирожное модака. По обеим сторонам от Ганеши стоят металлические изображения богинь Сиддхи и Буддхи, само же каменное изображение Ганеши считается, как известно, свайямбху – то есть несозданным, возникшим самостоятельно, самопроявленным.

 

Помимо главного изображения божества, в храмовом комплексе расположены двадцать три изображения различных форм Шри Ганеши, а также изображения других божеств. Очень важную роль играет здесь божество Нагна-бхайравы, который считается охранителем данного места. Хотя главный храм этого божества находится в трех милях от святилища Ганеши, Нагна-бхайрава присутствует здесь, отпугивая злых духов и предотвращая несчастья.

 

Божества Виттхалы и Ракхумай были, как считается, установлены здесь знаменитым святым Тукарамом. Как известно, поэты Тукарам и Свами Рамдас обладали такой силой преданности, что нередко при их поклонении различные храмовые изображения принимали зримые черты почитаемых ими божеств – Виттхалы и Рамы (подобные силы приписывают, также, некоторым приверженцам культа Ганеши. Например, сказано, что Шри Чинтамани-махарадж вызвал своим поклонением явное – хотя, конечно, временное – проявление видимого облика Ганеши у храмового изображения Витхобы в Пандхарпуре). Сказано, что при их поклонении образу Майюрешвары в Моргаоне подобной трансформации не произошло (традиция называет причину этого – бог Ганеша является высшим по отношению к любым другим божествам). Именно это стало причиной, по которой Тукарам установил здесь изображения божеств, которым он поклонялся, а Свами Рамдас, как утверждает традиция, установил здесь изображения Ганеши и Ханумана. Именно тогда, как утверждается, он написал широко известный гимн поклонения Шри Ганеше, начинающийся со слов сукхакарта духкхахарта…

 

В краткой статье невозможно привести даже малую часть историй и важных подробностей, связанных с поклонением Майюрешваре в Моргаоне. В надежде, что мы сможем разместить на нашем сайте что-то из этого в будущем, мы желаем всем нашим читателям обильных благословений бога Ганеши – бога мудрости и абсолютной духовной чистоты, доброго помощника всех прибегающих к его покровительству.

 


Гимн Сарасвати из «Брахма-вайварта-пураны» (перевод с санскрита Шугриной Ю. С.) Чезерла (из цикла «Легенды индийских храмов»)
Главная | О проекте | Видео Индосферы | Студия танца и музыки «Куджана» | Авторское фото | Религия Философия Культура | Библиотека | Заметки Блоги Ссылки | Индийский блокнот | Контакты | Обновления | Поиск по сайту