Гимн Сарасвати из «Брахма-вайварта-пураны» (перевод с санскрита Шугриной Ю. С.) | Чезерла (из цикла «Легенды индийских храмов») |
Моргаон (из цикла «Легенды индийских храмов»)
Наш следующий очерк из цикла "Легенды индийских храмов" посвящен Моргаону (штат Махараштра) — одному из восьми связанных с Ганешей святых мест в окрестностях города Пуны.
Из восьми центров поклонения Шри Ганеше, расположенных в штате Махараштра и известных под общим названием «Аштавинайяка», важнейшим считается Моргаон, расположенный примерно в восьмидесяти километрах от Пуны. Название «Моргаон» переводится как «селение (гаон) Моры» (слово «мора» переводится с языка маратхи как «павлин», от санскритского «маура», имеющего то же значение). Это название связывают со множеством павлинов, некогда населявших эти места, либо,по более распространенному объяснению, с именем Майюрешвары - шестирукого и белоликого воплощения Ганеши, принявшего рождение в Леньядри и пользовавшегося павлином в качестве средства передвижения. |||||
Целью этого воплощения Ганеши (произошедшего, согласно легендам, в Трета-югу) было уничтожения демона Синдху, сына царя Митхилы. Утверждается, что зачатие Синдху произошло вследствие произнесения женой царя мантры бога Солнца. Впоследствии, не в силах выносить ужасный жар, идущий от зародыша, мать передала его на сохранение Океану. Выросшее и переданное обратно царю, это существо, встав во главе великого войска асуров, начало притеснять богов и те обратились к Парвати с просьбой о рождении сына, способного победить страшного демона. Говорится, что рождению Ганеши предшествовало двенадцатилетнее подвижничество, проводившееся в Парвати в местности Леньядри.
Многие места в окрестностях Моргаона, как считается, хранят память о былом страшном боевом столкновении Ганеши с асурами, само же святилище Шри Ганеши, согласно преданиям, было воздвигнуто после его победы богом Брахмой, а находящаяся в этой местности Турийя-тиртха образовалась от воды, пролившейся из кувшина Брахмы, когда бог-творец мира пришел в Моргаон, чтобы поклониться Ганеше. Конечно, это предание нельзя назвать исторически обоснованным, однако, во всяком случае, считается несомненным, что святилище Шри Ганеши в этой местности существовало, к примеру, во времена Морьи Госави - выдающегося святого из традиции Ганапатья, поклонявшегося в моргаонском храме Ганеши прежде своего отбытия в Чинчвад. Впрочем, время жизни самого Морьи Госави надежно не определено (в некоторых жизнеописаниях время его жизни относят к XIII-XIV столетиям, а иногда говорится о более поздних периодах, вплоть до XVII-го века). Второй прославленный святой традиции Ганапатья, имя которого тесно связано с Моргаоном, был Ганеш Йогиндра. Хотя время рождения и этого йога точно не известно (традиция утверждает, что он прожил около двух сотен лет), считается доказанным, что он оставил этот мир в 1805 году. Ганеш Йогиндра посвятил огромную часть своей жизни отысканию и комментированию текстов, очень значимых для его духовной традиции.
Храм Ганеши в Моргаоне находится посреди селения и напоминает собой крепость, окруженную четырьмя высокими каменными стенами. На четырех углах этих стен имеются возвышения, которые называют иногда «минаретами» - в них проявилось, как считается, мусульманское влияние на архитектуру Махараштры. В стенах расположены четверо ворот, ориентированных по сторонам света, и на каждом из ворот размещается по одному изображению Ганеши. Главные из ворот храма обращены к северу.
Внутри огороженного пространства находится храм, причем напротив храма возвышается изваяние мыши – обычной ваханы (средства передвижения) бога Ганеши. Эта мышь, наряду с каменным изваянием быка Нанди, считаются защитниками храмового комплекса. Главное изображение Шри Ганеши в форме, известной как Майюрешвар (или Морешвар) расположено в центральном зале (в так называемой гарбха-грихе – в святая святых) и обращено лицом на север. Оно представляет собой сидящего четырехрукого Ганешу с хоботом, развернутым в левую сторону. У Ганеши-Майюрешвары три глаза, над его головой священная кобра. В верхних руках божество удерживает аркан и багор, одна из нижних рук возлежит на колене, а в другой находится любимая сладость Ганеши – пирожное модака. По обеим сторонам от Ганеши стоят металлические изображения богинь Сиддхи и Буддхи, само же каменное изображение Ганеши считается, как известно, свайямбху – то есть несозданным, возникшим самостоятельно, самопроявленным.
Помимо главного изображения божества, в храмовом комплексе расположены двадцать три изображения различных форм Шри Ганеши, а также изображения других божеств. Очень важную роль играет здесь божество Нагна-бхайравы, который считается охранителем данного места. Хотя главный храм этого божества находится в трех милях от святилища Ганеши, Нагна-бхайрава присутствует здесь, отпугивая злых духов и предотвращая несчастья.
Божества Виттхалы и Ракхумай были, как считается, установлены здесь знаменитым святым Тукарамом. Как известно, поэты Тукарам и Свами Рамдас обладали такой силой преданности, что нередко при их поклонении различные храмовые изображения принимали зримые черты почитаемых ими божеств – Виттхалы и Рамы (подобные силы приписывают, также, некоторым приверженцам культа Ганеши. Например, сказано, что Шри Чинтамани-махарадж вызвал своим поклонением явное – хотя, конечно, временное – проявление видимого облика Ганеши у храмового изображения Витхобы в Пандхарпуре). Сказано, что при их поклонении образу Майюрешвары в Моргаоне подобной трансформации не произошло (традиция называет причину этого – бог Ганеша является высшим по отношению к любым другим божествам). Именно это стало причиной, по которой Тукарам установил здесь изображения божеств, которым он поклонялся, а Свами Рамдас, как утверждает традиция, установил здесь изображения Ганеши и Ханумана. Именно тогда, как утверждается, он написал широко известный гимн поклонения Шри Ганеше, начинающийся со слов сукхакарта духкхахарта…
В краткой статье невозможно привести даже малую часть историй и важных подробностей, связанных с поклонением Майюрешваре в Моргаоне. В надежде, что мы сможем разместить на нашем сайте что-то из этого в будущем, мы желаем всем нашим читателям обильных благословений бога Ганеши – бога мудрости и абсолютной духовной чистоты, доброго помощника всех прибегающих к его покровительству.
|
Гимн Сарасвати из «Брахма-вайварта-пураны» (перевод с санскрита Шугриной Ю. С.) | Чезерла (из цикла «Легенды индийских храмов») |