Стих 34 | Стих 36 |
Стих 35
35. О юная (супруга) Шивы! Ты – ум, Ты – пространство, Ты – воздух, Ты – огонь, Ты – вода и Ты – земля. Когда Ты преобразуешь Себя (подобным образом), не остается ничего (вне Тебя). Чтобы проявиться в виде вселенной, Ты внутренне принимаешь образ сознания и блаженства.
Чтобы показать, что Деви является сущностью восьми мурти, в этом стихе автор превозносит Ее во всех аспектах.
Ум – яджамана, одно из восьми мурти, жертвователь, который принимает решение: «Я буду совершать жертвоприношение». Так как, согласно ведическим текстам, Луна происходит от ума, слово «ум» подразумевает также ее. Огонь – из-за родового сходства между Солнцем и огнем, слово «огонь» также обозначает Солнце. Таким образом, ум и пять стихий, в которых проявляется Деви, облекают Ее ашта-муртитвой – восемью мурти, из которых состоит вселенная. Сознание и блаженство – качества Брахмана, которые пронизывают восемь вышеупомянутых образов. Эзотерический смысл подобного описания можно раскрыть следующим образом: «О Богиня! Ты – ум, пребывающий в аджне, эфир в вишуддхи, воздух в анахате, огонь в свадхиштхане, вода в манипуре и земля в муладхаре, – все в своей тонкой форме. В то время как Ты, чтобы облечься в грубый образ, пребываешь в этом преобразованном состоянии – как вишва, тайджаса и праджня в микрокосме и как Вирадж, Хираньягарбха и Антарьямин в макрокосме, – Ты, посредством Своей иччха-шакти, подобным же способом принимаешь образы Шакти (т. е. чит) и Шивы (т. е. ананды)».
Этот мир явлений в своей основе развивается из пяти стихий и их тонких разновидностей. Последние суть не что иное, как лишь другие проявления Деви. После всеобщего растворения остается только Брахман, который есть не что иное, как объединенные Шива и Шакти. Шива пребывает особняком, в полном одиночестве, и все Его функции остаются непроявлены. Шакти в единении с Шивой – первопричина вселенной. Вселенная – это проявление Шакти. Формы и имена преходящи, тогда как сущность вечна. Именно эта сущность, это содержание, скрытое за именами и формами, подвергается воздействию и развивается из Шакти.
Пояснительная таблица, приводимая ниже, показывает, что Деви, которая превосходит все, проявляется как шесть дев с шестью соответствующими обителями, представленными шестью таттвами, средоточиями которых служат шесть чакр.
Вся вселенная представляет собой сочетание последних. Деви, несмотря на то, что преобразует Себя в грубые и тонкие проявления, остается чит – чистым сознанием, превосходящим все таттвы, пребывая в единстве с блаженством Параматмана.
Согласно доктрине уттара-каул, творцом вселенной является Парашакти, которая есть прадхана. Так как Деви является прадханой, Она не нуждается в содействии какой-либо другой таттвы.
|
Стих 34 | Стих 36 |