Стих 23 | Стих 25 |
Стих 24
24. Дхатри творит мир, Хари поддерживает его, Рудра – разрушает. Обращая все это в ничто, воплощенный Иша Сам исчезает (в свой черед). А Садашива, согласно повелению, изошедшему от Твоих слегка нахмуренных, напоминающих лиану, бровей, проливает на все это Свою милость.
В этом стихе идет речь об эволюции и инволюции макрокосма, за которой следует новое творение. Эволюцию вселенной направляют Брахма, выполняющий функцию его творца, и Вишну, чья функция – поддерживать мироздание. Затем наступает очередь инволюции, в финале которой Рудра разрушает мир. После этого Ишвара превращает разрушенную вселенную вместе с Брахмой, Вишну и Рудрой в ничто, а затем исчезает Сам. В процессе инволюции более низкие таттвы растворяются в более высокой – Ишваре, Который представляет низшие таттвы в их совокупности и, после того, как процесс инволюции завершен, теряет отдельное существование. Тогда остается только Садашива, свидетель всего, Который поглощает в Себя все таттвы, в том числе Ишвару, в форме биджи. Оставаясь бездеятельным, Он лишь дает одобрение действиям более низких сил, которые выполняют работу по инволюции мира в соответствии с извечными законами эволюции и инволюции. Сам Он при этом остается неизменным и вечным, ожидая нового творения по указанию Деви, Которая, как описано в этом стихе, выражает Свою волю, слегка хмуря брови.
Общий смысл заключается в том, что Деви является Верховной Владычицей, и пять сил, посредством которых Она выдает Свои распоряжения, суть не более чем Ее представители.
|
Стих 23 | Стих 25 |