Реклама
Стих 8 Стих 10

Стих 9

9. Пронзив (стихию) земли, пребывающую в муладхаре, (стихию) воды в манипуре, (стихию) огня, чья обитель – свадхиштхана, (стихию) воздуха в сердце (анахате), (стихию) эфира выше (в вишуддхи) и манас в межбровье (аджне) и пройдя, таким образом, весь Царский путь (Кула-патху), Ты наслаждаешься сокровенными играми со Своим Господом в тысячелепестковом лотосе.

 

Этот стих в необычайно краткой форме содержит самую суть возвышеннейших истин систем йога и веданта в их гармоничном сочетании и в связи с поклонением Деви как Кундалини-шакти пинданды (микрокосма) и Трипура-сундари брахманды (макрокосма). Чтобы читатель смог лучше воспринять этот предмет, мы посчитали полезным дать краткое описание вечных начал (таттв) – так, как они представлены в учениях древних риши Индии, а также показать их связь с космогонией микрокосма и макрокосма.

 

Вечные начала можно определить как то, что устанавливает рамки, в которых функционируют все явления во вселенной вплоть до ее окончательного растворения. Некоторые Тантры подразделяют вечные начала на три группы: атма-таттвы, видья-таттвы и Шива-таттвы. Отличительным признаком тех, что относятся к первой группе, является джадатва – косность, бессознательность; те, что принадлежат ко второй группе, содержат в себе и джадатву, и пракашатву – и бессознательность, и сознание; те же, которые относятся к третьей группе, характеризуются пракашатвой, чистым и неделимым сознанием, с Абсолютным Сознанием на вершине. Согласно кальпа-сутрам, в первую категорию попадают двадцать четыре начала, во вторую – семь и в третью – пять. Их можно расположить в следующем порядке, обозначив их характерные свойства: 1) притхиви (земля), свойство – твердость; 2) ап (вода), свойство – жидкость; 3) теджас (огонь), свойство – жар; 4) ваю (воздух), свойство – непрерывное движение; 5) акаша (эфир), свойство – пространство; 6) гандха-танматра (запах, тонкая форма земли); 7) раса-танматра (вкус, тонкая форма воды); 8) рупа-танматра (форма, тонкая форма огня); 9) спарша-танматра (осязаемость, тонкая форма воздуха); 10) шабда-танматра (звук, тонкая форма эфира); 11) шротра – чувство слуха, посредством которого воспринимается звук; 12) твач – чувство осязания, с помощью которого воспринимается осязаемое; 13) чакшус – чувство зрения, благодаря которому воспринимается форма; 14) джихва – чувство вкуса, с помощью которого воспринимается вкус; 15) гхрана – чувство обоняния, посредством которого воспринимается запах; 16) вач – речь, деятельный орган речи; 17) пани – рука, деятельный орган хватания и отбрасывания; 18) пада – нога, деятельный орган передвижения; 19) паю – деятельный орган опорожнения; 20) упастха – деятельный орган размножения и чувственного наслаждения; 21) манас – ум, внутренний элемент, который возникает, когда раджас, активность страдания, преобладает над саттвой и тамасом, гармонией счастья и косностью заблуждения, и служит корнем всякого воления; 22) буддхи – разум, внутренний элемент, который возникает, когда гармония преобладает над активностью и косностью, и является основой всякого суждения; 23) ахамкара – чувство (ложного) «я», внутренний элемент, который возникает, когда косность преобладает над гармонией и активностью, и является корнем всех иллюзий, связанных с «я»; 24) пракрити, известная также под названием «гитта», которая возникает, когда гармония, активность и косность находятся в состоянии равновесия; 25) пуруша, или джива (микрокосм), который, хотя и наделен полнотой в самом себе, лишь в ограниченной степени обладает пятью силами, описанными ниже; 26) калакрия-шакти, способность творить все; присуща дживе в ограниченной степени; 27) авидья, которую также называют видьей, джняна-шакти, в скрытом виде; именно в таком качестве, ограниченная в своем действии, она присутствует у дживы; 28) рагаиччха-шакти, энергия желания, в ее частичном, а потому ограниченном проявлении в дживе; 29) чит-шакти – энергия вечности, которая ограничена у дживы действием шести изменений, обозначаемых словами «существование», «рождение», «рост», «созревание», «увядание» и «гибель»; 30) нияти – то, что заставляет авидью скрывать ананда-шакти, абсолютную свободу, которой обладает джива; 31) майя – условие, под воздействием которого Ишвара взирает на феноменальный мир как на «это», т. е. как на нечто, отличное от Себя; 32) шуддха-видья – условие, под воздействием которого Садашива отождествляет Себя с феноменальным миром, представляя: «Я есмь это»; 33) Махешвара – то, что находится под воздействием майи; 34) Садашакти – то, что находится под воздействием шуддха-видьи; 35) Шакти – желание, что является не чем иным, как представлением о мире, который должен быть сотворен; 36) Шива – абсолютное недифференцированное бытие, когда оно обусловлено Шакти.

 

Некоторые, разрабатывая предмет еще более подробно, выделяют в дополнение к перечисленным еще пятнадцать вечных сущностей. Таким образом, их общее число оказывается пятьдесят один, что соответствует пятидесяти одной букве санскритского алфавита. Эти пятнадцать сущностей включают:

 

Семь дхату, основных «соков»: 1) твач – кожа; 2) асридж – кровь; 3) мамса – мясо, мышцы; 4) медас – жир; 5) астхи – кости; 6) мадджа – костный мозг и 7) шукра – семя.

 

Пять жизненных воздухов: 1) прана; 2) апана; 3) вьяна; 4) удана; 5) самана. Три гуны: 1) гармония; 2) активность и 3) косность. С ведической точки зрения, вечных сущностей – двадцати пять. Это пять стихий, пять танматр, пять органов восприятия, пять органов действия, ум, майя, шуддха-видья, Махешвара и Садашива. Что же касается остальных таттв, то их можно включить в двадцать пять перечисленных.

 

Этот стих описывает, как Деви макрокосма, в образе Ее точного соответствия, Кундалини микрокосма, стремительно проходит весь Царский путь (Кула-патху), на котором располагаются шесть чакр, центров психической энергии, обозначающих двадцать одну таттву, чтобы воссоединиться со Своим Господом в сахасраре, прибежище оставшихся четырех, обладающих сознанием, таттв. Там Она предается со Своим Господом сокровенным играм. Точно так же, как если Парамашива не пребывает в единстве с Трипура-сундари, Он лишен всякой силы, джива без Кундалини подобна трупу. Жизненная сила, которая изначально присутствует в каждой конечности, каждом мускуле, каждом нервном центре и заставляет весь организм действовать, есть не что иное, как лишь один из аспектов Кундалини. Это та же самая жизненная сила, что приводит в действие весь феноменальный мир, и ее могут постичь лишь те редкие среди смертных, кто обрел власть над ней. Именно на этой основополагающей истине строится система йоги, ибо краеугольным камнем этой системы служит пранаяма, или управление этой жизненной силой. Стоит только какому-нибудь человеку обрести власть над этой жизненной силой, а также над собственным умом (психической силой), которая есть не более чем тонкая разновидность жизненной силы, про него можно сказать, что он покорил весь феноменальный мир. Не удивительно, что йогин делает пранаяму и манолаю основой для успешного достижения состояния самадхи – своей цели. Именно для этой цели йогин сосредоточивает свой ум, управляет жизненной силой и направляет их на муладхару. В результате Кундалини, дремлющая там, свернувшись в три с половиной кольца, пробуждается. Знатоки йога-шастры указывают, что в машине, под названием человеческое тело, имеется семьдесят две тысячи нади. Главные среди них, т. е. сушумна, ида, пингала и т. д. выполняют различные, закрепленные за ними, функции, связанные с дыхательной системой. Другие важные нади управляют сенсорными и двигательными органами. Говорится, что психическая энергия, требуемая для того, чтобы управлять различными органами, пребывает в шести чакрах, расположенных по пути сушумны. В своем движении Кундалини должна миновать три стадии, которые называются Рудра-, Вишну- и Брахма-грантхи (узлы). Им соответствуют области огня, солнца и луны. Каждый из них располагается в конце каждой пары чакр, в порядке, указанном выше. В случае обычных смертных, их жизненная энергия уходит впустую через иду и пингалу, но посвященные способны направить прану, циркулирующую по иде и пингале, а также апану, в сушумну, что помогает пробудить Кундалини и провести ее к Брахма-рандхре.

 

Все побуждения, психические и физические, можно разделить на волевые, познавательные и деятельные, что соответствует иччха-, джняна- и крия-шакти Деви. В случае тела человека они являются свойствами Кундалини, в то время как соответствующие космические импульсы – это свойства Трипура-сундари.

 

Ты – в образе Трипура-сундари макрокосма и Кундалини микрокосма. Своим Господом – Шивой макрокосма и дживой микрокосма, свободной от майи, иллюзии. Тысячелепестковый лотос – не что иное, как верхняя Шри-чакра, бинду которой представляет Шиву – или дживу, свободную от майи, что равнозначно. Это конечное прибежище, нирвана достигшего совершенства искателя, которая находится выше Кула-патхи, сушумна-марги. На последней расположены шесть чакр, упомянутых в этом стихе. Они располагаются в восходящем порядке, по мере увеличения тонкости; там же, в их соответствующих местах, находятся три грантхи. Сахасрара считается внутренней Шри-чакрой, на которую следует медитировать. Она заключает в себе все пятьдесят одну букву санскритского алфавита. Некоторые придерживаются точки зрения, что бинду находится в бинду чакры, а остальные пятьдесят букв располагаются в своей обычной последовательности двадцать раз на тысяче лепестков. Шуддха-видья в единении с Садашивой известна как «Садакхья» или «Параматман», который можно охарактеризовать как двадцать шестую таттву. По ее достижении йогин обретает нирвану, или дживанмукти. Именно это состояние образно описывается в этом стихе как сокровенные игры Деви с Ее Господом. Пронзив – т. е. выйдя за пределы, преодолев и вобрав в себя. Говорится, что когда йогин поднимает и возвращает на прежнее место Кундалини, что составляет основу практики Кундалини-йоги, он совершает антар-ягу (внутреннее жертвоприношение). (Стихию) земли, пребывающую в муладхаре – если бы не муладхара, которая несет в себе природу стихии земли в ее тонкой форме гандха-танматры, равновесие тела нарушилось бы, и оно потеряло бы устойчивость. Эта чакра есть не что иное, как трикона Шри-чакры. «Пронзить» эту стихию означает покорить ее. Говорится, что йогин, который сделал это, обретает способность проходить сквозь толстые каменные стены и т. п. (Стихию) воды в манипуре – говорится, что Деви наполняет внутреннее пространство Манипуры драгоценными камнями. Поэтому у самаинов существует практика, во время созерцания Ее в этой обители, мысленно подносить Ей украшения, усыпанные разнообразными драгоценными камнями. Хотя в ряду чакр манипура идет третьей, в этом стихе она упоминается второй, чтобы сохранить последовательность стихий. Эта чакра представляет воду в ее форме раса-танматры. Говорится, что если йогину удается получить власть над этой стихией, он обретает следующую, более высокую йогическую способность: не тонуть, ходить по воде и т. п. Эта чакра соответствует внутренней дашаре Шри-чакры. (Стихию) огня, чья обитель – свадхиштхана – которую, сказано, Деви в образе Кундалини, по Своему Собственному изволению, делает Своей обителью, образуя там узел Рудра-грантхи. (Стихию) огня – в виде Рупа-танматры. Утверждается, что если йогину удается получить власть над ней, он обретает способность ходить по огню и т. п. Она соответствует аштаконе Шри-чакры. (Стихию) воздуха в сердце – воздух в виде спарша-танматры. Слово «сердце» указывает на анахата-чакру, лотос сердца. Слово «анахата» означает наду, звук, возникающий без внешнего воздействия в глубине сердца, отсюда же и название чакры. Она соответствует внешней дашаре Шри-чакры. Говорится, что, покорив стихию воздуха, йогин получает способность левитации и т. п. (Стихию) эфира – в виде шабда-танматры. Выше – т. е. «выше сердца». Здесь имеется в виду чакра, которая чиста как кристалл, и потому называется «вишуддхи». Она соответствует чатур-дашаре Шри-чакры. Получив власть над стихией эфира, йогин обретает способность путешествовать через эфирные пространства. Здесь можно отметить, что Пурнананда Свами, автор «Шатчакра-нирупаны», и другие тантрики придерживаются мнения, что стихии земли, воды, огня, воздуха и эфира соответствуют муладхара-, свадхиштхана-, манипура-, анахата- и вишуддхи-чакрам. Как видно из настоящего стиха, это расходится с мнением Шанкары-бхагаватпады, автора этой работы. В пользу его точки зрения в этом вопросе, как поясняет Бхаскарарая в своей «Сетубандхе», свидетельствует «Вамакешвара-Тантра». Кроме того, когда буквы, указанные «Махешвара-сутрами» – «ха я ва рат» и «лан», которые обозначают биджи пяти стихий, в том порядке, в каком они были открыты дамару Махешвары, располагаются в сочетании с названиями пяти чакр в их обычном порядке, от верхних к нижним, названия пяти элементов согласуются с соответствующими биджами, равно как с названиями частей Шри-чакры, на которые они указывают в самхара-краме. Это, без всякого сомнения, подтверждает правильность точки зрения автора нашего труда. Манас в межбровьеманас, который объединяет в себе пять чувств восприятия и пять чувств действия, т. е. всего одиннадцать таттв. В межбровье – это относится к аджня-чакре, получившей такое название потому, что именно на этой стадии появляется первый лучик знания Деви. Когда Она стремится прорваться сквозь Брахма-грантхи на пути к сахасраре, то остается там лишь на мгновение, проявляясь подобно вспышке молнии. Эта чакра соответствует чатушконе, т. е. Бху-грихе Шри-чакры. Говорится, что, покорив свой ум, йогин обретает такие психические силы, как ясновидение, яснослышание, телепатия и т. п. Описанные выше мистические силы, что обретаются в результате овладения этими чакрами на различных стадиях, на самом деле служат крайне опасными ловушками, которых практикующему следует тщательно избегать, так как они могут увести его от конечной цели – нирваны.

 

Эти шесть чакр суть не более чем временные стоянки, или уровни, где Кундалини ненадолго остается, чтобы получить власть над ними, в то время как сахасрара – это ее постоянная обитель.

 

Поэтому практикующий не должен терять из поля зрения свою конечную цель, нирвану, поддаваясь соблазнам психических сил, достижимых на уровне низших центров, но должен вести Кундалини прямо к сахасраре, чтобы она воссоединилась там со своим Господом. Вплоть до того, пока не будет достигнуто это состояние, практикующий сохраняет индивидуальное сознание. После его достижения он входит в блаженное состояние нирваны, которое продолжается до тех пор, пока Кундалини остается в сахасраре, прежде чем возвратиться вниз. Продолжительность ее пребывания там зависит от силы практики и предшествующего опыта йогина. Пройдя… весь Царский путь (Кула-патху) – и превзойдя, таким образом, двадцать одну таттву от притхиви до манаса и шесть чакр, которые, в совокупности, образуют нижнюю Шри-чакру.

 

 

 

Стих 8 Стих 10
Главная | О проекте | Видео Индосферы | Студия танца и музыки «Куджана» | Авторское фото | Религия Философия Культура | Библиотека | Заметки Блоги Ссылки | Индийский блокнот | Контакты | Обновления | Поиск по сайту